funthinkers


FunThinkers

Что сделалось смешным, не может быть опасным


Previous Entry Share Next Entry
Как победить внутреннего критика: 4 несерьезные тактики от funthink-профессионалов
Хло
hloflo wrote in funthinkers
Практически в каждом из нас живет персональный критик - капризная вредина или противный злыдень. По сценарию этим персонажам наших Историй положено всячески злодействовать, ухмыляться, закатывать глаза, отпускать ехидные шуточки, развенчивать и низвергать наши попытки стать тем, кем хочется.

В Fun-Think-Club представители творческих индустрий часто отвечали на вопросы читателей сообщества о том, как же справиться с внутренним критиком, который не дает петь, рисовать, писать, творить и вытворять.


Выбрала 4 хитрых совета, помогающих победить внутреннюю вредину, которые дали наши помогайцы в рамках Fun-Think-Club.

Тема О ТОМ, КАК СТАТЬ ХУДОЖНИКОМ: сфокусируйте внимание на деталях
"Вам попался злобный внутренний критик, гоните его) Мне хорошо помогает постановка конкретной задачи. Небольшой, но ооочень конкретной. Например: сегодня я работаю над тем, чтобы драпировка взаимодействовала с фигурой, и было понятно, что это тряпка. Соответственно, все косяки "ой, фигура в лист не влезла", "ой, рука поломалась", "ой, линии волосатые" - не считаются. Над этим я поплачу в другой раз. А в этот раз получилась тряпка - ура, Наташа молодец, задание выполнила, идет есть конфету) Это все действительно трудно, и решить все задачи одним махом невозможно. А если стараться, работать и осмысленно подходить к делу, то точно все станет лучше. Это факт. И главное - не бросить и дожить до этого лучше. И вот такая постановка задачи позволяет и концентрироваться на решении конкретных вопросов... "Решил задачу-не решил задачу" - это уже какая-то объективность оценки, а не "все ужасно, вон из профессии!"
Советую вам какие-то случайности, удачи отслеживать и потом использовать уже сознательно. Случайно получившееся надо запоминать и переводить в свой активный осознанный арсенал.
skajilegko

Тема О ПРАВОПОЛУШАРНОМ РИСОВАНИИ: проведите переговоры с помощью левой и правой руки
"Мой внутренний критик был просто как дикий зверь до недавнего времени и часто я просто принимала все его слова на веру. Сейчас учусь с ним договариваться, обсуждать потребности и приходить к согласию. Оказалось, что функцией внутреннего критика является защита меня и соответствие правилам социума... важно вернуть критика к функции помощи и защиты.
В целом все упражнения на развитие правого полушария этому способствуют, так как ты лучше узнаешь своего внутреннего творца и художника, начинаешь видеть и ценить свою уникальность и неповторимость. А еще мне здорово помогает странная техника переговоров в помощью правой и левой руки. Когда правой задаешь себе вопросы, а левой отвечаешь. Читаемость и красивость почерка значения не имеют. Эта странный, на первый взгляд, способ позволяет быстро докапываться до очень интересных глубоких вещей. И еще помогает переделывать критические утверждения в полностью противоположные. Сначала это очень странно и непривычно, но работает"
yunayu

Тема О РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ И ВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: вообразите себе, перевоплощайтесь
"Отнеситесь к этому как к игре: вот сегодня я с собой играю в успешного писателя. Что я буду делать? Наверное, утром проснусь, заварю чаю и набросаю воспоминания о том, что приснилось. Буду ходить по городу и наблюдать за людьми - вдруг я увижу кого-то интересного, кто станет прототипом моего персонажа. Заведу картотеку персонажей. Отдельную папочку на компьютере, куда буду сбрасывать всякую интересную информацию. Блокнот для записи идей - и пусть отлеживаются, придет их время. Буду писать, когда есть свободная минутка (в автобусах, в очередях и т.д.). Или выдумаю писательский ритуал: по средам заходить в кафе, брать круассан и горячий шоколад и в течение часа писать. То самое "зачем и что я говорю?" - зверь пугливый, часто может не выдержать завышенных ожиданий и критики. И если вы каждый раз его будете встречать с рулеткой и обмерять со всех сторон ("А достаточно ли ты хорош? Достаточно ли ты весом? Можно ли тебя показать людям?), то сначала у него начнет дергаться глаз, а потом он перестанет приходить вообще. Если вы получаете удовольствие от процесса - сосредоточьтесь на нем. За этим придет и то, что вы хотите сказать. Просто ему нужно время и комфортное безопасное пространство". tales_tails

Тема О МУЗЫКАЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ И О МУЗЫКЕ КАК ПОМОГАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ: импровизируйте с помощью несерьезного материала
"Для начала стоит перестать относиться к себе серьезно. Многие наши проблемы внутренние кроются в перфекционизме и неспособности разрешить себе ошибаться. А только через ошибки можно прийти к какому-то результату.
У меня было такое упражнение на групповой вокальной импровизации, чтобы расслабить студентов: они должны были организовать ансамбль зверей. То есть звуками, имитирующими какое-либо животное, мы создавали очень веселое ансамблевое пение. Смысл этого упражнения был как раз в расслаблении и в принятии того, что голос может звучать очень по-разному и любую краску голоса можно использовать, главное почувствовать свои возможности".
very_music_mom

  • 1
Надо второй способ попробовать, интересно!

Я пробовала, классно:)

(Deleted comment)
Техника Диснея используется для тестирования идей, здравствуйте:)

(Deleted comment)
Ясен пень, очень суровый и крайне уголовный

Отличные способы! А я как-то еще приводила метод сценариста Сида Филда под названием "Лист критики ": http://mi-pishem.livejournal.com/275534.html. Суть в следующем:

"Дайте голос критике. Возьмите чистый лист бумаги и положите его рядом с вашими рабочими листами. Теперь перед вами два листа бумаги - один для сценария, другой - для "критики". Назовите его Листом Критики.

Начинайте писать. Вскоре вы заметите, что знакомые мысли и суждения приходят к вам. Запишите эти отрицательные мысли и оценки (к сожалению, они никогда не бывают положительными) на Листе Критики.

Продолжайте писать ваш сценарий. Когда еще одна отрицательная мысль или оценка или сомнение неожиданно возникнут, просто запишите их. Возможно, их будет много.

Дайте голос критике. Когда одна страница будет заполнена, возьмите другую. Если вы похожи на меня, возможно, вы напишете больше на Листе Критики, чем на страницах сценария, но через несколько дней это выровняется: если ваш день прошел без голоса критики, положите ваши критические листы в ящик и забудьте о них."

Супер-дополнение, спасибо:)

круто!!!!!!!!!!!!!!!!!
спасибо :)

Перестать относиться к себе серьезно - это да.
Раз-отождествиться с собой. Играю в писателя, играю в музыканта. Тренер тоже может обращаться к этой части (говорить про внутреннего музыканта и т.п.).

Единственная проблема - я не знаю, как _объяснить_ людям, чтобы перестали на время относиться к себе серьезно. Прямые слова не помогают. Такое ощущение, что они какие-то выгоды от этого получают и эти выгоды прям вот важнее чем получить результат.
Ох.

А когда товарищу лет 45-60 и это грузный дядька с непробиваемой уверенностью "у меня не получается", хотя всё получается... вот что делать с такими персонажами?

Edited at 2014-02-15 10:30 am (UTC)

имхо: "игры" и "несерьезности" тут не проходят. это манипуляции, хотя бы и со своими внутренними частями. А все манипуляции рано или поздно раскрываются и "бабахают".
Я за "договариваться.. через потребности".. + к Юне!)

"игры" и "несерьезности" тут не проходят" - откуда информация?:)
Люди, которые помогают другим овладеть различными творческими практиками, поделились своими советами и практиками - они их применяют для себя и своих учеников и, видимо, успешно, так как их ученики таки начинают рисовать, петь, писать.

хорошо, проясню.
1) я написала "имхо" - то есть эта информация, основанная на моем личном и профессиональном опыте. С ней можно соглашаться или нет.
2) "игры" - я имела ввиду не форму работы, а желание "поиграть с критиком". Именно это и имеет форму манипуляции.
3) разумеется, тренеры вольны использовать любые формы работы, я лишь хотела сказать, что для глубинной работы с самоотношением и фигурой "критика" лично я бы эти формы считала недостаточными и/или неокончательными.
4)думаю, что творческие практики "работают" как-то еще, то есть раскрепощают другие структуры и активируют слои подсознания, чтобы через них затем можно было работать с критиком. Тут соглашусь целиком- творчество полезно, но опять же важно, что вы с этим потом делаете.

Прошу прощения за краткость и категоричность. Я сделала сразу вывод, не приняв во внимание, что неочевидно, как я этот вывод сделала.
Спасибо

Edited at 2014-02-16 10:18 am (UTC)

вот, ещё более точно сформулировалось: я за то, чтобы игра была СПОСОБОМ коммуникации для достижения последующих серьезных договоренностей (внутри себя).
Тогда - полностью ОК.
иное - я назвала это условно "манипуляцией", можно, наверное, сказать - самообман... или поискать еще какой-то более удачный термин)

Edited at 2014-02-16 10:21 am (UTC)

Значит, я матерый самообманщик по жизни:)

ха, используя мою недавнюю тактику, ты поскакала сразу от отдельно взятой мысли в обобщения)) зря)
"Самообман" - здесь, конкретно: "играть, не договариваясь, с фигурой Критика".

речь шла только о Критике и ТОЛЬКО в данном заданном этим постом контексте.
Концепция "Жизни как Игры" - это другое, это глубже. Но, что важно, для этой позиции требуется иной уровень внутренней зрелости (который у тебя, несомненно, есть), и развитая фигура внутреннего Зрителя.
боюсь, что не все читатели могут разделить упражнения "с игрой" и "концепцию игры", это, имхо(! снова ИМХО!) "большая разница".

спасибо, что активировала мои мысли и точку зрения по данному вопросу. продолжаю размышлять.

Edited at 2014-02-16 11:45 am (UTC)

И тебе спасибо, я ж тоже размышляю, формулирую:) Для меня это оказалось важным: понять, что для меня игра не способ. То есть вот именно сейчас сформулировалось это, уложилось разом все, что я в разное время пыталась выразить. И я поняла, где сбоит у меня, когда я про это говорю. Поняла, про то, как это устроено! Так что хорошо, что заговорили с тобой про это:)

ага) вот что значит цитата о том, где рождается истина)) я рада.

мне жаль, если я тебя задела. прости. Возможно, виноват "ретроградный" Меркурий! (я нашла, на кого свалить, м-дя))
Также приношу публичные извинения.
Надеялась, что дискуссия получится цивилизованной и откроет что-то, на чём ранее не было сфокусированно внимание.
СПАСИБО.

Edited at 2014-02-16 11:48 am (UTC)

Эй, Вика, ты про что ваще?:)

вот и хорошо, что я не в тему про обиды)
похоже, что и понятийно мы немного "разъехались" на разные ракурсы. возможно, я слишком глубоко копнула для данного контекста) сорри.

  • 1
?

Log in